На свете есть такие места, которые способствуют творческому и духовному озарению человека. Для кого-то это античные руины, а для кого-то – афонские монастыри. Иные путешествуют к святыням исламского Востока, а кто-то находит утешение у индуистских алтарей. Каждый следует своим путем. Но нигде человек не испытывает большего блаженства, как наедине с природой. Здесь он не просто неофит, жаждущий посвящения, он жрец всех религий, он сотворец, экстатически выстукивающий о деревянное било неотвратимости ритм рождения и смерти. В самые тяжелые минуты природа помогает человеку выявить принадлежность своему собственному, как сказал Сократ, «глубинному сознанию», путь к которому лежит через дионисийскую чувственность и созерцательность. Сильнейшие переживания у путешественника вызывают горы Болгарии. Они влажны, мрачны, нелюдимы, их мир – мир тракийского орфизма и его импульсивных жрецов – кукеров, нестинаров, «вакхающих» пророчиц, имеющих преемственность от неугасимого жертвенника Древности. Вся история Болгарии от христианизации, турецкого рабства, греческого «прозелитизма» и до наших дней буквально пронизана культом солнечного Бога. Он имеет много имен: Вакх, Дионис, Либер, Загрей, Сабазий. Он растворен не только в народной, но и в церковной традиции балканского полуострова. Эдуард Шурэ образно описывал с каким ужасом и благоговением взирали древние эллины на неприступную гряду гор, где начиналась страна воинственных и мужественных тракийцев. Древние тракийцы обладали самобытной культурой, сотканной из драгоценных нитей, тянущихся от великих цивилизаций: Индии, Ирана, Египта, Китая. Античные историки придавали особое значение тракийской музыке и музыкальным инструментам, имевших огромное влияние на формирование тракийского религиозного миросозерцания. Болгарские исследователи полагают, что тракийский орфизм непосредственно связан с именем Пифагора. «Пифагору не нравилось устройство космоса, понятийно выстроенного через антропоморфизированных богов Олимпа. Орфический космос Пифагора был построен на числах, а после и на тонах. Воздух был «ре», Земля – «ми», Вода – «фа», Огонь – «соль»… Оплодотворяющей силой в орфизме была Вода, от нее родилась энергия, которая есть Огонь, Солнце и Сын великой Богини Матери. Поэтому к первым четырем тонам был прибавлен пятый «ля», который был Ее звучанием». В Траки родились первые мистические музыканты: Орфей, Музей, Тамарис, чья музыка легла в основу Элевсинских и Орфических мистерий. Орфизм тракийцев синтезировал в себе два начала: солнечное аполлоническое и земное дионисийское, впоследствии легшее в основу греческой трагедии, а затем и христианских мистерий.
До сих пор в Болгарии накануне Великого поста устраиваются карнавальные шествия кукеров – людей, облаченных в невероятные маски и козьи шкуры. Их атрибуты – это деревянные сабли и глухо звучащие медные колокольцы, подвешенные к кожаным поясам. Шествия кукеров есть часть древнейших дионисийских ритуалов, бережно пронесенных через мрак столетий простыми людьми: пастухами и земледельцами, не имеющими представления о «доктринальной тяжести» хранимой ими традиции. Да и сами столетия в их представлении есть не более чем мерзлая кладбищенская земля, одухотворяемая лишь дикими плодородными «играми», в сумасшедшем ритме которых слышится вечность...
4 года назад
Комментариев нет:
Отправить комментарий